Музей-заповедник «Александровская слобода»

Кубок «Сова»

Чаша из кокосового ореха, голова (крышка), крылья, ноги, хвост, поддон – серебряные, позолоченные, чеканные и гравированные. Поддон полусферический с ободком, гладкий, частично зернистый. 3 клейма.

Изразец печной

Рельефный, с глазурью темно-зеленого цвета (муравленый). На лицевой пластине – изображение двуглавого орла с тремя стилизованными коронами над головами. Румпа круглая, глубокая, с 2-мя отверстиями

Поддон подсвечника

Цилиндрический, гладкий, с узким коническим навершием, расширяющийся книзу; на тулове 4 клейма с изображениями: Александровского кремля, угловой башни с флюгером, глав церквей, хвойного леса и дороги, ведущей в крепость; опричника на коне с метлой в руке и собачьей головой у седла; 3 волнистые линии, между которыми

Бюст. Иван Грозный

Реконструкция по черепу, автор - Михаил Михайлович Герасимов. Погрудный, анфас, в царской рубахе. Гипсовый, тонированный, черного цвета. Подставка овальной формы/Эта реконструкция позволяет представить внешность первого русского царя Ивана IV, практически, с фотографической точностью. Данный экспонат поступил в музейное собрание из мастерской известного антрополога-скульптора М.М.Герасимова, который восстановил облик царя Ивана IV по останкам черепа из гробницы Архангельского собора Московского Кремля. Одна из первых копий, передана по желанию автора музею, как хранителю исторической памяти о первом русском самодержце.

Сундук-подголовник, автор: Холмогорский мастер

Прямоугольной формы с наклонной откидной крышкой, двухчастной. С двумя полуовальными ручками по бокам. Внутри – секреты: к задней стенке прикреплены выдвижные ящики со съемными крышками, в центре стенки – прямоугольное углубление, над ним ключевина. Снаружи по вертикали обшит полосами железа с элементами растительного орнамента. Между ними – железные накладки, фигурно вырезанные. Под полосами и накладками подложена слюда, местами просматривается раскраска темперой. На передней стенке сундука отверстие для ключа. Подголовный сундук – это деревянный (дубовый) невысокий сундук для поездок, с наклонной крышкой, окованный железом, с замком. В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. С ними удобно было путешествовать, так как они были небольших размеров, когда хозяин спал, то такой сундук-тайник был у него под подушкой под головой.

Сундук-подголовник, автор: Холмогорский мастер

Прямоугольный с наклонной откидной крышкой, с секретами, с двумя ручками. Обшит железными полосами и накладками

Образец ситца "смородиновый лист"

На черно-красном фоне крупные стилизованные смородиновые листья синего, красного цвета и зеленого, желтого, красного цвета с волнистыми и зубчатыми краями. На листьях желтые и красные прожилки, точки и капельки. Листья на крупных стеблях, заканчивающихся букетами из стилизованных цветов и бутонов. Между крупным узором красные мелкие побеги в виде веток с листьями. Узор черного, красного, синего, белого, зеленого, желтого цвета; выделен линейным и точечным контуром.Образец ткани «смородиновый лист» на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. был удостоена высшей награды «Гран При» за «особую прелесть, изящество рисунка».

Парсуна. Портрет Ивана Грозного

Произведение имеет прямоугольный формат, композиция – вертикальная. На темном, почти черном однотонном фоне изображение седобородого мужчины, погрудное, вправо, в царских одеждах и царской шапке, увенчанной короной и крестом. Из-под нее видны пряди седых волос. Лицо изображенного передано «живоподобно». Черные брови вразлет сдвинуты у переносицы. Пронзительные глаза скошены на зрителя. Крупный нос над усами и ярко красными губами. Моделировка лица подчеркивает его объемы. Царь изображен в золотистых парчовых одеяниях, расходящихся на груди и отороченных «соболиным» мехом. Поверх них надеты бармы – символ царской избранности. Они расшиты орнаментами из драгоценных камней и жемчуга. Типологически изображенный персонаж соотносим с предполагаемым обликом Ивана Грозного. При исследовании особенностей живописного процесса было выяснено, что портрет был, вероятно, создан в два этапа и, возможно – в две руки. Портретное изображение Ивана Грозного, т.е. личное, возможно, было вписано в заранее выполненную «заготовку» одежд, т.е. доличное.

Парсуна. Царь Иван IV Грозный

Изображение царя по пояс, 3/4 вправо, с бородой, со скипетром и державой в руках. В овале, вписанном в прямоугольник. Внизу белая полоса с текстом

Портрет царя Алексея Михайловича

Изображение царя по пояс, 3/4 вправо, с бородой, со скипетром и державой в руках. В овале, вписанном в прямоугольник. Внизу белая полоса с текстом

Розетка белокаменная

Замковый камень из свода дворцовой палаты Александровской слободы. Круглой формы, с резным растительным орнаментом: от круглой сердцевины отходят спиралевидно закрученные к периферии пальметы.

Книга рукописная «Травник-лечебник – Благопрохладный, цветник вертоград здравия»

Травник Любчанина, перевод 1534 г. с печатного издания - Любек, 1492. Список с царской рукописи 1616 г. 645 листов с рукописным текстом скорописью Переплет: доски в коже выполнен при реставрации 1990-х гг.) Украшения: киноварные заголовки и инициалы. Инициалы чернилами. Записи: На многих листах рукописи на полях пометы скорописью XVII - нач. XVIII в., а также карандашом почерком первой половины XIX в.

Икона «Страшный суд» (старое название), Икона «Второе пришествие» (новое название)

Доска из пяти частей: четырех липовых и одной сосновой, шпонки две поперечные врезные и двенадцать типа "ласточкин хвост", ковчег. Вверху в центре изображение Иисуса Христа, восседающего на облаках, руки разведены в стороны: правая – в благословлении, в левой - меч. По сторонам от него предстоят святые, взоры всех обращены к Христу, и огнеликие ангелы. В центре – Голгофский крест, поддерживаемый ангелами, по сторонам от него святые. Ниже – с цены разрушения земли. В нижней части композиции – сцены ада. Нимбы золотые. Фон бирюзовый. Поля светло-коричневые.

Ларь (по преданию - царевны Марфы Алексеевны Романовой)

Прямоугольной формы, с наклонным верхом, стационарно закрепленным. На передней стенке две дверцы с филенками. Поверхность ларя украшена росписью в виде разводов серых тонов.

Чарка

Серебряная, позолоченная, низкая, круглая, с ручкой-полкой в форме трилистника. Тулово полусферическое, дно выпуклое, внутри в 4 медальонах изображение морских животных. Между медальонами и на ручке – растительный орнамент.