«Ростовский Кремль». Архитектурный ансамбль Кремля

Церковь Спаса на Сенях

Церковь Спаса имеет квадратный план и перекрыта крещатым сводом. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующеекрещатому своду храма, явно навеяно зодчеством 16 века. Наиболее заметные детали его убранства 6 аркатурно-колончатый пояс, апсидный фриз из пятиугольных нишек и кокошники у водометов – заимствованы у ростовского Успенского собора. Почти все они, включая богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх его столь строг, как и у надвратной церкви Воскресения.

Церковь Воскресения Христова

Надвратная церковь с двумя крепостными башнями по сторонам от ее северного фасада. Бесстолпный четверик церкви, подобно стоящему напротив собору, оформлен снаржи пилястрами и горизонтальными тягами, а фронтоны( или как их называли в древности , щипцы) ее многоскатной кровли вторят килевидным кокошникам, напоминающих о закомарах того же собора. У Успенского собора заимствованы угловые кокошники у водометов и отделка барабанов венчающего пятиглавия.

Церковь Иоанна Богослова

Стройный основной объем, мастерски скомпонованное пятиглавие, а также сильно вытянутые по вертикали барабаны глав шеи крестов создают ощущение особой устремленности здания ввысь. Как и в других более ранних кремлевских храмах, декор верхней части фасадов церкви иоанна Богослова состоит исключительно из элементов, заимствованных у ростовского Успенского собора. Ее четверик, крытый многоскатной кровлей, равномерно расчленен пилястрами, соединенными вверху килевидными кокошниками, над которыми располагаются щипцы покрытия. Между пилястрами помещены аркатурно- колончатые фризы. На углах у водометов располагаются небольшие кокошники. Барабаны украшены строгими аркатурами с бегунцами и карнизами над ними. Все характерные для 17 века декоративные элементы (богатые оконные наличники и прочее кирпичное узоречье) сосредоточены в нижней части памятника, что также повторяет принцип украшения фасадов более ранних кремлевских храмов. Вместе с тем, контраст между верхней и нижней частями здания выражен здесь гораздо менее остро, поскольку аркатурно – колончатые фризы четверика и живописный киот на западном фасаде сближают их по насыщенности декором, благодаря чему церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядно и празднично.

Церковь Одигитрии

Двухэтажная одноглавая, относительно невысокая церковь с трапезной, посвященная иконе Богоматери Одигитрии.

Красная палата

Хоромы отличаются живописным сочетанием объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Богатые оконные наличники и великолепное парадное крыльцо, увенчанное двумя шатрами., придают зданию еще большую выразительность. Нынешний облик оно получило после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х годах.

Самуилов корпус

На фото справа. Самуилов корпус Ростовского кремля – сооружение, занимающее в архитектурном ансамбле кремля почти центральное положение. В XVI веке был построен первый этаж Самуилова корпуса. Снаружи его стены были прорезаны узкими, щелевидными окнами, забранными прямыми решетками. Под карнизом здания шел декоративный поясок из глухих ниш. Во второй половине XVII века был надстроен второй этаж. С парадного двора на второй этаж вело высокое крыльцо, не сохранившееся до наших дней. Сооружение подвергалось коренной реконструкции. Перепланировка производилась в конце XVIII века. Был надстроен третий этаж, сооружена существующая сейчас лестница, стены здания были оформлены в стиле архитектуры XVIII века. Пропорции корпуса изменились и в длину. Он был достроен с восточного торца, о чем свидетельствует поясок «бегунка», сохранившийся в интерьере одного из помещений под потолком, а таким декоративным мотивом оформлялись только фасады.