Архитектурный ансамбль в
г. Суздаль

Всемирный потоп

В центре композиции изображен ковчег в виде темно-коричневой трехъярусной ладьи со стенами и округлой кровлей, с закрытыми дверью и окнами. Вокруг ковчега в водах серо-синего и светло-голубого цвета волны несут людей, животных, постройки, деревья и доски. Слева и справа от ковчега три дерева со спасающимися на них людьми. Справа накренившееся башнеобразное здание красного цвета, с зеленой кровлей. Внизу изображены лежащие жены с младенцами. Слева вверху – две летящие птицы. Вверху, слева от ковчега, надпись черным: "Потопъ бысть в лето ХА (601) жития Ноева а от Адама ВСМГ (2243) апреля КЗ (27) дня и пребысть Нои в ковчеге целой годъ изыде в лето ВСМД (2244)".

Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба

В среднике иконы изображен князь Владимир, которому предстоят Борис и Глеб. Все князья одеты в богато орнаментированные шубы. Владимир представлен в княжеской шапке. В поднятой правой руке он держит восьмиконечный крест. Борис и Глеб показаны с обнаженными головами, с шапками, которые прижаты локтями к груди. Средник обрамляют шестнадцать житийных клейм: 1. Рождество Бориса; 2. Крещение Бориса; 3. Рождество Глеба; 4. Крещение Глеба; 5. Владимир посылает своих сыновей на княжение в разные города; 6. Больной Владимир посылает Бориса в поход на печенегов; 7. Борис с войском отправляется в поход на печенегов; 8. Преставление и погребение Владимира; 9. Святополк приказывает убить Бориса; 10. Нападение на Бориса в шатре и убиение отрока Георгия; 11. Воин добивает Бориса; погребение Бориса в Вышгороде; 12. Святополк приказывает убить Глеба; конь Глеба спотыкается и ломает себе ногу; 13. Убиение Глеба в насаде; 14. Видение огненного столпа над телом Глеба, положенным между двумя колодами; 15. Обретение тела Глеба; 16. Погребение Глеба в Вышгороде. Нимбы золотые, с красной обводкой. Фон средника светло-охряный, позем зеленый. Фон клейм зеленоватый. Поля черные.

Покров Богоматери

В верхней части иконы в центре, под киворием, изображена Богоматерь с красным покровом на вытянутых руках. По обе стороны от Богоматери располагаются две группы ангелов и святых, среди которых справа – Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Ниже, на первом плане – стоящий на амвоне Роман Сладкопевец со свитком в левой руке. На свитке – текст кондака Покрову Богоматери. Справа от амвона – Андрей Юродивый, правой рукой указывающий Епифанию на явившуюся ему Богоматерь. Слева – фигуры императора, епископов, диакона и монаха. За амвоном - юноши в диаконских одеяниях. На заднем плане – архитектурный фон, представленный базиликой с башней, дворцом, портиком с красной занавесью. Между колонной и базиликой перекинут красный велум. Слева на стене базилики изображен лев. Фон иконы светлый, со следами позолоты.

Благовещение

На иконе изображена Богоматерь, которая восседает на престоле с красной подушкой и округлой спинкой, и испуганно оборачивается к представленному в широком шаге архангелу Гавриилу. В руках Марии красная пряжа. Между архангелом и Богоматерью изображена прядущая дева-служанка, сидящая на полу спиной к архангелу и поворачивающая к нему голову. Вверху на фоне расходящихся лучей – Дух святой в виде голубя. В нижней части иконы на темно-зеленом фоне изображен источник в виде фонтана, к которому подходят три белых лебедя справа и черный – слева. На заднем плане сложный архитектурный фон с причудливыми завершениями отдельных построек, с перекинутым между колонной и сводом кивория красный велумом. Мария облачена в темно-вишневый мафорий с золотыми звездами на челе и плече, тонкой золотой оторочкой, в темно-зеленые тунику и чепец, красные туфли. Архангел облачен в одеяния темно-зеленого, оливкового, охристого цветов с белильным ассистом. Крылья охристые с золотыми и красными папоротками. На служанке белая, с двойной тонкой черной каймой у ворота и на коротких рукавах туника и спущенный с плеч красный мафорий. Нимбы золотые. Позем розовый, с травами. Фон и поля золотые. На фоне киноварные надписи.

Богоматерь Владимирская, с избранными святыми, автор: Симон Ушаков

На иконе поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. Голова Богоматери склонена к Христу, левая рука приподнята в молитвенном жесте. Младенец прижимается щекой к лику Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею, правая рука лежит на груди Богоматери. На Богоматери вишневый мафорий с оранжевой каймой, чепец зеленый, хитон темно-зеленый с оранжевыми каймами на зарукавье. Хитон Младенца золотисто-оранжевый с золотым ассистом, клав и пояс темно-зеленые. Нимбы золотые с красной обводкой. Фон оливково-зеленый. Монограммы Христа и Богоматери вишневые. На широких полях темно-зеленого цвета размещены 10 овальных медальонов с изображениями святых. На верхнем поле в центре – Этимасия, слева и справа архангелы Михаил и Гавриил; на левом поле – святители Силуан и Андрей Критский; на правом – архидиакон Стефан и преподобный Пимен; на нижнем – мученик Феодор Тирон, преподобные Мария Египетская и Феврония Муромская. Лики Богоматери и Младенца на описываемой иконе исполнены в характерной для Симона Ушакова "живоподобной" манере – с округлыми, чуть утяжеленными формами и многослойными высветлениями, создающими иллюзию объема, причем объемные лики сочетаются с традиционной плоскостной трактовкой одежд с тонким и дробным рисунком складок. Фоны медальонов розовые и светло-зеленые, разбеленные. Надписи в медальонах утрачены, имена святых воспроизведены на обороте иконы. На нижнем поле полустертая белильная надпись позволяет прочесть имя Симона Ушакова. Икона происходит из местного ряда иконостаса соборного храма Успения Богоматери Флорищевой пустыни. В числе других была написана Симоном Ушаковым для настоятеля Илариона в церковь Успения. Икона находилась "в алтаре, по правую руку около жертвенника".

Богоматерь Владимирская

В среднике поясное изображение Богоматери с младенцем на правой руке, левая поднесена к груди. Младенец прижимается щекой к лику Богоматери, его правая рука лежит на груди Богоматери, левая скрыта мафорием. Ножки закрыты до ступней, левая повернута так, что видна подошва. Лики писаны темной охрой по оливково-коричневому санкирю с яркой подрумянкой губ и щек, с белильными движками у глаз и бровей. Руки и ножки младенца выполнены светло-коричневой охрой с высветлениями. На Богоматери темно-вишневый мафорий, синие чепец и хитон. Кайма мафория и зарукавье красные и охристые, с золотым узором и бахромой. Хитон младенца зеленый, красные клав и пояс и охристый гиматий покрыты обильным золотым ассистом. Нимбы белые, на нимбе Христа красные линии. Фон золотой. В верхних углах надписи киноварью: "МР" "?У".

Букварь, автор: Истомин, Карион

Блок из 40 листов. Цельногравированное издание с листами односторонней печати. Каждый лист посвящен одной букве русского алфавита. Текст награвирован вместе с изображениями (38 иллюстраций), поясняющими его. Страницы в орнаментальных рамках. Листы с литерами «К» и «Л» скомпонованы разворотом. Орнамент: заставка. Переплет: картон в красноватой ткани с набойкой, с крупным белым цветочным орнаментом, корешок коричневой кожи. Редкое издание является первой широко иллюстрированной учебной книгой, напечатанной в России. Букварь написан известным писателем иеромонахом Карионом специально для обучения царевича Алексея Петровича. Текст написан силлабическим стихом. Иллюстрации издания выполнены Леонтием Буниным.

Евангелие

Блок из 76 листов большого размера, каждый из которых склеен из четырех листов. Тип письма: крупный полуустав в два столбца. Иллюстрации: 12 монохромных миниатюр с изображениями евангелистов, их символов, евангельских сцен. Орнамент: рамки, выполненные в стиле московского барокко, 94 инициала, 22 заставки и концовка. Переплет: доски в окладе из серебряных золоченых пластин. На верхней крышке гравирована многофигурная композиция: в центре в круге изображен Деисус в рост, вокруг 12 медальонов с изображениями Святого Духа и апостолов. В углах изображены символы евангелистов с закрытыми Евангелиями. Вверху - поясное изображение Саваофа и ангелов, внизу - Христос среди 70 апостолов. На нижней крышке серебряные золоченые накладки. В центре четырехконечный крест с гравированным изображением Распятия с предстоящими, ангелов, Саваофа и Святого Духа. Под изображением Распятия - резная надпись с именем автора - гравера Афанасия Трухменского. По преданию, Евангелие является вкладом в суздальский Рождественский собор царевны Софьи Алексеевны.

Спас на троне, автор: Хмелевский Михаил

На иконе изображен Спаситель, представленный фронтально, в полный рост, восседающим на троне с узорной подушкой. Правая рука Спаса в жесте благословения, левая поддерживает Евангелие, раскрытое на словах: "МИРЪ ВАМЪ АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МЇРА". Левая нога Спасителя опирается на невысокую скамью. Облачен в желтовато-зеленый хитон с красным клавом, светло-голубой гиматий. Трон с высокой спинкой и фигурными ножками украшен сферами с крестами и геометрическим орнаментом. На передних гранях изображены символы евангелистов. Трон покрыт малиновой тканью, под троном вишневый ковер. Позем коричневый. Крестчатый нимб Христа выделен вишневой линией. В левом нижнем углу, на золотом фоне слева от подножия трона Христа мозаичная надпись "М.ХМЕЛЕВСКЇЙ". Изображение выполнено в академической манере мозаикой из цветного камня, фон – золотой смальтой. Основой для мозаики служит каменная плита с прямоугольным основанием и фигурным киотчатым верхом. Икона помещалась на фронтоне мавзолея Д.М.Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре. Она создавалась в мозаичном отделении Академии художеств. Образ Спаса был написан академиком А.Е.Бейдеманом. Основным исполнителем мозаики стал Михаил Хмелевский. Менее важные фрагменты выполнены Николаем Селивановичем, Иваном Лаверецким и Павлом Васильевым. В 1874 году образ был закончен и переложен на цемент, в 1880 году доставлен в Суздаль. Мраморный киот для иконы был выполнен скульптором Л.О.Ботта, каменная плита для мозаики – мраморщиком Кокошкиным. Торжественное открытие памятника состоялось в 1885 г. В 1933 году мавзолей был разобран. Мозаичная икона Спаса хранилась в колокольне Спасо-Евфимиева монастыря. В ноябре 2002 года она была перенесена в Евфимиевский придел Спасо-Преображенского собора.

Фонарь ходовой

В форме круглого храма. «Стены» храма из узких пересекающихся полос золочёной меди, образующих круги, квадраты и ромбы, с плоскими розетками в местах пересечений. Пространство между переплетёнными полосами замощено пластинками слюды. Над выпуклой кровлей поднимаются пять массивных глав с крестами. Нижняя часть снабжена рамой с ножками и петлями для переноски.

Западные златые врата Богородице-Рождественского собора в Суздале

На металлический каркас укреплены с помощью заклёпок две узкие, слегка закруглённые сверху створы. По стыку створ проходит выпуклый валик-нащельник. Узкие валики делят створы на 28 прямоугольных клейм. На перекрестьях помещены круглые умбоны, на которых в средней части врат закреплены львиные маски с ручками в виде массивных рельефных колец. Все детали выполнены из отдельных медных листов и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». На центральном валике изображены святые, соимённые русским князьям и духовным лицам (сверху вниз): Святой Николай, Святой Василий, Святой Георгий, Святой Димитрий, Святой Митрофан, Святой Иоанн, Святой Фёдор. В нижних клеймах и на отдельных умбонах – фантастические животные: львы (или барсы) и грифоны, в окружении орнамента-плетёнки. Узкие валики украшены узором из трав. Клейма (слева направо): 1. Херувим; 2. Вседержитель; 3. Святая Троица; 4. Серафим; 5. Зачатие; 6. Рождество Богородицы; 7. Введение во храм; 8. Благовещение; 9. Рождество Христово; 10. Сретение; 11. Крещение; 12. Преображение; 13. Воскрешение Лазаря; 14. Вход в Иерусалим; 15. Распятие Христово; 16. Жёны-мироносицы у гроба Господня; 17. Воскресение Господне; 18. Сошествие Святого Духа; 19. Клеймо утрачено; 20. Успение Богородицы; 21. Положение ризы Богородицы; 22. «Святыя Богородицы тело несут ко гробу»; 23. Положение пояса Богородицы; 24. Покров Богородицы. Изображения сопровождаются надписями.

Чаша водосвятная

Чаша серебряная, частично золоченая, гладкая, полусферической формы, на поддоне. По сторонам две подвесные ручки, закрепленные в накладных литых львиных масках. Край поддона профилированный. На дне чаши в круге позолоченное резное изображение Богоявления. По венцу обронная золоченая вкладная надпись: "Лета 7103 (1595) сия чаша зделана бысть повелением князя Ивана Ивановича Шуйского и дана в домъ пресвятыя владычицы и богородицы приснодеве Мария честнаго и славнаго ея рожества в соборны храмъ во градъ Суждаль раде церковные потребы и на освящение вод в наследие вечных благъ боярину князю Ондрею Ивановичу Шуйскому, а то за его поминати во все дне виномъ на литургеяхъ и на литеях, аще хто восхощетъ преобидите с(вя)тую церковь и изнести чашу сию, по святыхъ отецъ правиломъ в каком сану ни будь хто, да извержется сана своего, аще ли величием негодованием негодовати начнетъ, да будет проклятъ в сеи векъ и в будущем амин".

Богоматерь Корсунская

Богоматерь изображена немного ниже плеч, голова склонена вправо, одна рука лежит на груди Христа, другая - на его левом плече. Младенец изображен по пояс, правой рукой касается лика Богоматери, в опущенной левой белый свернутый свиток. На Богоматери голубой чепец и вишневый мафорий с золотыми звездами и каймой. Хитон Христа светло-синий, клав орнаментирован золотым ассистом. Фон и поля золотые. Икона в вишневой бархатной сорочке. Оклад золотой, составной. На одеждах чеканная риза. На фоне пластина с черневым узором. На полях чеканные пластины с травным рисунком и четыре каста с голубыми камнями и перламутром. В углах четыре наугольника с черневыми изображениями символов евангелистов. Венец Богоматери чеканен мелкими травами, украшен пятью камнями в кастах, венец Христа - двумя камнями. Внешний край венца обнизан жемчугом в одну и две пряди. Коруна в виде пяти щипцов, на каждом каст с камнем и чеканные завитки, на конце жемчужина на спне (сохранилось три жемчужины), в основании обнизь из камней и стекол. Верхняя цата украшена эмалью по скани и пятью камнями, контуры обведены жемчужной обнизью. Рисунок скани в виде мелких трав, цвета эмали - белый, синий, зеленый, вишневый. Нижняя цата чеканная, украшена пятью камнями в кастах, по нижнему краю жемчужная обнизь. Убрус Богоматери сплошь зашит крупным жемчугом и цветными камнями в кастах. Малый киот прямоугольный, на лицевой стороне золотые пластины с черневыми композициями Акафиста Богоматери, вокруг обнизи из крупного жемчуга. По краям чеканный растительный орнамент двенадцать кастов с цветными камнями и стеклами. На боковых полях восемь дробниц с черневыми изображениями святых в рост: слева - мученик Деомид, Леонтий Ростовский, митрополиты Алексий и Иона, справа - святые Василий Блаженный, преподобные Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский, митрополит Петр. Большой киот прямоугольный, со ступенчатым подножием и фигурным навершием, с трех сторон обложен серебряным окладом. На лицевой стороне в центре ковчег для иконы, закрытый серебряной застекленной рамой с двумя ручками и чеканным орнаментом-плетенкой. На навершии трехлопастная пластина с черневыми изображениямив три яруса: вверху - два ангела с крестом, херувим и серафим, в центре- Святая Троица и шесть пророков, внизу-многофигурный Деисус в рост. На боковых полях киота пластины с черневыми изображениями святых в рост: слева - преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский, Евфимий Суздальский, Доментиан, Евфросиния, справа - святители Иоанн и ФеодорСуздальские, Василий Блаженный, мученики Деомид, Екатерина и Параскева. По краям два "столбца" с гравированным чешуйчатым орнаментом и ложчатыми "яблоками". Нижняя часть киота обита лиловым золототканым узорным шелком. Торцы украшены чеканным растительным орнаментом. Изнутри киот обтянут красновато-коричневым бархатом. Внутри закреплена рама в серебряном золоченом окладе с чеканными "травами". Вверху шесть киотчатых дробниц, украшенных чеканным узором. На каждой дробнице девять цветных стекол в кастах, вверху - жемчужина на штифте. На боковых полях на цепочках - два запора в виде колышка с крупным прозрачным стеклом.Створки большого киота в виде двух узких вертикальных досок. На лицевой стороне серебряный чеканный частично золоченый оклад с изображением евангельских праздников в прямоугольных клеймах. На правой створке - Рождество Христово; Богоявление; Преображение; Воскресение в виде Сошествия во ад, на левой - Рождество Богоматери; Благовещение; Введение во храм; Успение. Между клеймами и по краю чеканный растительный орнамент.Торцы окрашеныв зеленый цвет.На подножии большого киота чеканная вкладная надпись: "Лета 7098 (1690) милосердием Господа нашего Иисуса Христа и Пречистые Владычице нашей Богородице и Приснодевы Марии ради многочюдесныя и чюдотворныя иконы зделан сий киот серебран по завету и повелением Демид Ивановича Черемисинова".

Оклад иконы «Богоматерь Владимирская, с Акафистом»

Оклад составной, смонтирован на доске в размер иконы, обтянутой красной шелковой тканью. В среднике серебряная чеканная золоченая пластина с крупным растительным орнаментом и четыре четырехлепестковых репья с черневым узором на лепестках и кастом с камнем (стеклом) в серединке. Вокруг средника ажурная сканная рамка с цветочным узором, заполненным мастикой желтого, зеленого, коричневого цвета. На полях фон клейм закрыт фигурными сканными пластинами с гладкой подложкой, с фрагментами цветной эмали. На нимбах сканные венчики. В верхней части клейм пластины с черневыми надписями из Акафиста Богоматери. Вокруг на полях чеканные полосы с растительным орнаментом. Венец Богоматери украшен чеканными травами и розетками с 4 камнями в кастах, на венце Христа один камень. Коруна в виде гладкой золоченой пластины с пятилопастным краем украшена многочисленными кастами с цветными камнями, стеклами и перламутром. Справа на коруне закреплена овальная камея IX века на агате с поясным изображением святого Георгия. Убрус Богоматери сплошь зашит крупным жемчугом, украшен камнями и стеклами в оправах. Верхняя цата украшена чеканным травным узором и тремя камнями в кастах. Нижняя цата сканная с эмалью, узор в виде мелких трав, украшена тремя оправами с камнями и перламутром, на концах - два наконечника с гравированным узором и камнями. Цаты подложены "подушечкой" из красной крупноузорной шелковой ткани, на которой закреплены жемчужные обнизи, розетки и пирамидки из жемчуга, а также шесть золоченых запон с белой эмалью, одна запона с камнями и стеклами и одна серьга со стеклом.

Браслет

Золотой, в виде гладкого, круглого в сечении обруча неправильной овальной формы, с несомкнутыми слегка суженными концами.

Крест. Деталь омофора

В среднике и на концах по шелковой ткани шиты поясные изображения Богоматери, архангела и неизвестных святых в круглых медальонах. В среднике изображение Богоматери Воплощение, на груди поясной Младенец, благословляющий обеими руками. Верху прямоличное изображение архангела Гавриила, с жезлом в правой руке и сферой в левой. Слева изображение Иоанна Предтечи(?) в хитоне и гиматии вполоборота вправо, правая рука прижата к груди, левая приподнята. Справа изображение апостола(?) вполоборота влево, в левой руке Евангелие, правая приподнята. Внизу – прямоличное изображение святителя, правой рукой благословляет, в левой – Евангелие. На фоне медальонов золотными нитями шиты надписи на греческом языке. Личное шито шелковыми нитями телесного цвета "в раскол". Одежды шиты цветными шелковыми, золотными волочеными и прядеными нитями "в прикреп", нимбы - золотными нитями. Фон украшен переплетающимся ленточным орнаментом, шитым золотными и шелковыми нитями коричневого и зеленого оттенков. По краям креста хлопчатобумажный шнур, сверху - тесьма из металлической нити.