Государственный Музей
Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

«Рассказы дедушки». Детский журнал братьев Толстых, автор: Толстой Л.Н.

Текст рукой 10-тилетнего Л.Н. Толстого. Рисунок предположительно рукой одного из старших братьев Толстого.

Портрет Л.Н. Толстого, автор: Фотограф фирмы «Шерер, Набгольц и Ко»

Поясной портрет Л.Н. Толстого, в тёмной блузе, со сложенными на груди руками, голова – фас, корпус – 3/4 вправо, на тёмном фоне.

Портрет Л.Н. Толстого, автор: И.Г. Дьяговченко

Поясной портрет Л.Н. Толстого на визитном бланке, 3/4 влево, на тёмном фоне, в тёмном сюртуке и галстуке и белой рубашке. На бланке внизу логотип название ателье, в котором был выполнен предполагаемый переснимок.

Портрет Л.Н. Толстого, автор: И. Жерюзе

Л.Н. Толстой в рост, 3/4 влево, в длинном чёрном пальто, серых жилете и брюках, чёрных ботинках. Стоит около стола, накрытого тёмной скатертью. Справа стоит кресло, обитое тёмной тканью, видна часть гардины. Снимок сделан во время путешествия Л.Н. Толстого по Европе.

Альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.», гравюра «Сражение при Вязьме 22-го октября»

Сражение под Вязьмой — сражение 22 октября (3 ноября) 1812 года под Вязьмой русского авангарда под командованием Милорадовича с отступающей французской армией в ходе Отечественной войны 1812 года. На переднем плане конные и пешие войска. На среднем плане справа собор, за ним отсвет пожара, на заднем плане войска на улицах города.

Гравюра «Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813 гг.)», автор: С. Карделли

Поясное изображение в профиль, в военном мундире с орденами, Георгиевской лентой, наградами и портретом Императора Александра I в бриллиантовой оправе. На нижнем поле типографские надписи: С.-Петербургскiй Военный Губернаторъ Генералъ-отъ-Инфантерiи Михаилъ Илларiоновичъ Голенищевъ Кутузовъ 1801-1802 г.

Портрет Л.Н. Толстого, автор: В.Г. Чертков

Поясное изображение Л.Н. Толстого, голова фас, корпус – 3/4 вправо, в тёмной блузе на пуговицах, подпоясанной ремнём, на тёмном фоне. Л.Н. Толстой стоит, засунув кисти рук за ремень.

Гравюра «Князь Багратион. Петр Иванович (1765-1812 гг.)», автор: Д. Доу

Погрудное изображение, 3\4 в право. Вьющиеся волосы, бакенбарды в генеральском мундире с золотым шитьем в виде дубовых листьев, с Андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими крестами. На нижнем поле типографская надпись: «PRINCE P.BAGRATION»

Портрет Л.Н. Толстого, автор: С.М. Прокудин-Горский

Л.Н. Толстой в рост, голова фас, корпус – 3/4 влево, в голубой блузе, серых брюках и чёрных сапогах. Сидит в парке в плетёном кресле нога на ногу, правая рука лежит на подлокотнике кресла, левая – на коленях. На втором плане деревья парка.

Портрет Л.Н. Толстого в день своего восьмидесятилетия, автор: С.А. Толстая

Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома, фас, в белой блузе. Сидит в черном кресле, держа в руках письмо. Перед ним на раскладном столике разложены книги и бумаги, справа столик, на котором стоят букеты цветов в вазах и колокольчик для вызова прислуги. На первом плане круглый столик с книгами и бумагами. На заднем плане видна дверь, справа – фотопортрет в раме, слева картина.

Гравюра «Молебен перед Бородинским сражением»

На переднем плане коленопреклоненные офицеры, в центре - Кутузов (в профиль, пытается встать с колен) слева на коленях солдаты. На среднем плане слева двое солдат держат икону, фигура священника (в профиль), справа стоят три офицера. На заднем плане стоят солдаты.

«Война и мир». Рук. 23, автор: Толстой Л.Н.

Текст в начале записан рукой С.А. Берса, далее автограф Л.Н. Толстого. Отдельные записи, относящиеся к Бородинскому сражению, сделанные Толстым во время его пребывания в Бородине. В нижнем правом углу рукописи рисунок-чертеж Толстого: план Бородинского поля, расположение деревень вокруг него, линия горизонта и положение солнца при восходе и заходе.

«Война и мир». Рук. 139, автор: Толстой Л.Н.

Текст написан С.А. Толстой с исправлениями Л.Н. Толстого. Текст близок к окончательному, соответствует т. III, ч. 3, гл. XXVI (Наполеон у портрета сына перед Бородинским сражением). Литературное наследство. М. 1983 г. Т. 94. С. 670–673.

Пейзаж «Вид села Бородина», автор: Литография Жарковой

На переднем плане слева памятник воинам 1812 г., справа среди деревьев маленький домик. На заднем плане село.

Парный портрет Л.Н. и С.А. Толстых в последнюю годовщину свадьбы, автор: С.А. Толстая

На первом плане С.А. и Л.Н. Толстые в рост стоят на площадке перед домом. С.А. Толстая 3/4 вправо, в светлом платье держит Толстого за руку. Л.Н. Толстой в тёмных блузе, брюках и сапогах, правой рукой сжимает руку жены, левую руку держит в кармане. На втором плане кустарник и деревья.

Портрет братьев Толстых

Поколенное изображение братьев Толстых. Сидят слева направо: Сергей Толстой фас, в тёмных фраке, жилетке и брюках, руки сложены на груди, Николай Толстой – голова фас, корпус вполоборота, в сером костюме, правой рукой опирается на подлокотник кресла, Дмитрий Толстой фас, в тёмных фраке и жилете и светлых брюках, правая рука – в кармане брюк, левая – заведена за борт жилета, Лев Толстой в военной форме с эполетами, левой рукой держится за ремень, на котором висит сабля.

Журнал поведения Николеньки, автор: Толстая (рожд. Волконская) М.Н.

Журнал представляет собой 2 самодельные тетради из плотной бумаги серо-голубого цвета. Листы прошиты суровыми нитками. Загл.: «Журнал поведения Николеньки, от 10 маия до приезда Папиньки.

«Война и мир». Рук. 103, автор: Толстой Л.Н.

Текст рукой Л.Н. Толстого с многочисленными исправлениями. Сцена дуэли Пьера Безухова и Долохова в Сокольниках.

Портрет Л.Н. Толстого, автор: И.Г. Дьяговченко

Фрагмент парного портрета Л.Н. Толстого с братом Н.Н. Толстым перед их совместным отъездом на Кавказ. Поясное изображение Л.Н. Толстого – голова фас, корпус – прямолично, в светлом сюртуке и тёмном шейном платке. Согнутыми в локтях руками опирается на трость, зажатую в правой руке. На фоне видны следы ретуши. Справа внизу надпись: «И.Г. Дьяговченко въ Москве».

Портрет Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой (поколенно) сидит в кресле нога на ногу, в расстёгнутом сюртуке. Изображён Л.Н. Толстой в период обучения в Казанском университете. Поколенный портрет, голова фас, корпус 3/4 вправо, в светлом расстёгнутом сюртуке и тёмном шарфе. Сидит в кресле, нога на ногу, положив правую руку на подлокотник, левая лежит на коленях. Справа видна часть портьеры. Первый фотоснимок Л.Н. Толстого. Долгое время снимок хранился в семье Иславиных. В 1886 г. был передан С.А. Толстой.