Музей-заповедник
А.С. Пушкина «Михайловское»

Часы каминные

Часы каминные, стиля ампир, золоченой бронзы. Корпус прямоугольный на цоколе, на нем кубической формы жертвенник, в котором помещается циферблат. На корпусе фигура слепого римлянина в рост, с воздетыми над жертвенником руками. Циферблат белой эмали, с римскими цифрами; его обрамляет растительный орнамент; по углам корпуса украшения в виде скрещенных факелов и лавровых венков с лентами. На основании накладные украшения с воинской атрибутикой.

Вазочка для перьев

Вазочка для письменных принадлежностей из дерева и папье-маше, черного цвета, инкрустирована перламутром, украшена росписью.

Пресс-папье, автор: М. Овчинников

Пресс-папье для бумаги из части последней сосны, погибшей во время грозы 5 июля 1895 г. (одной из трех сосен, воспетых поэтом в стихотворении "Вновь я посетил...").

Чернильница

Чернильница белого фарфора с позолотой. В виде статуэтки греческого божества Амура, сидящего на дельфине.

Подножная скамеечка

Подножная скамеечка, стиля «ампир», деревянная, на низких фигурных ножках, с мягкой подушкой, обтянутой бархатом коричнево-зеленого цвета. Хранилась в семье А.П. Керн.

Бутылка-полуштоф

Бутылка-полуштоф из зеленого прозрачного стекла, четырехгранной формы, с коротким горлышком для крепких спиртных напитков.

Биллиардные шары

Четыре биллиардных шара круглой формы из слоновой кости (бивней слонов) характерного желтоватого оттенка. Принадлежали А.С. Пушкину.

Подсвечник А.С. Пушкина

Подсвечник серебряный на одну свечу, с фигурно изогнутой ручкой. Основание круглой формы. Элементы украшены растительным и цветочным орнаментами. В комплекте – розетка, гасильник и щипцы (съемцы) для снятия нагара, также декорированные цветочным орнаментом. На основании имеется ряд клейм. Поступил из Государственного Литературного музея (Москва) с легендой о принадлежности А.С. Пушкину.

Портрет А.С. Пушкина. Копия с оригинала О.А. Кипренского 1827 г.

Копия с портрета А.С. Пушкина 1827 года кисти Ореста Адамовича Кипренского (1782 - 1836). Была выполнена в 60-е гг. XIX века по заказу Пушкинского музея Александровского Лицея.

Блюдо

Блюдо круглое, белого фаянса, с кобальтовой росписью в виде ветвей тернового куста. На обороте фабричная синяя марка: Георгий Победоносец на коне (герб Москвы), под ним - надпись: «фабрика / ГАРДНЕРЪ / в Москвъ»; ниже: «опакъ». Блюдо относится к числу посуды, вывезенной из с. Михайловского, сыном поэта, Григорием Александровичем Пушкиным, в Маркучай (Вильнюс). Начал изготовлять завод Гарднера, позднее - и другие заводы.

Чашка кофейная с блюдцем

Чашка кофейная, тонкого белого фарфора, в форме вазочки на тонкой ножке, с ручкой. По верхней внешней кромке чашки оранжевая, золоченая и светло-оранжевая обводки. На внутреннем крае чашки золоченая обводка. По кромке основания золоченая кайма. Ручка фигурная, с оранжевой подкраской и золочением. Блюдце круглое, белого тонкого фарфора. По кромке между двух оранжевых - одна золотая полоска. В середине блюдца золотой круг с золотой точкой в центре. На дне блюдце марка «ЯХН». Из семьи Пушкиных. Изготовлено на фабрике Якова Храпунова-Нового.

Столик

Стол красного дерева, с круглой столешницей на четырех изогнутых ножках, соединенных внизу круглой плоской проногой. В столе четыре выдвижных ящичка, между ними, симметрично расположенные, бронзовые украшения в виде львиных голов. В центре столешницы полихромная мозаика с итальянским мотивом: руины античного храма с колоннадой, перед ним - стаффажные фигуры (две женщины, мужчина, всадник на осле и мальчик с фонарем). Мария Ивановна Осипова вспоминала, что в Михайловском были «два мраморных столика: из них один находится теперь в Тригорском…»

«Троица Новозаветная»

Семейная реликвия рода Пушкиных. Доска иконы цельная, без ковчега, с двумя врезными торцевыми шпонками. Композиция представляет сюжет Новозаветной Троицы. Поля иконы закрыты серебряным окладом с чеканным орнаментом, имитирующим дубовые листья. На торцах серебряного оклада – клейма с гербом города Москвы (Георгий Победоносец, побивающий змея). В центре композиции – серебряный шар (сфера), по обеим сторонам от которой на клубящемся облаке восседают Бог-Отец и Иисус Христос. Иисус правой рукой придерживает массивный деревянный четырехконечный крест. Над ними парит Святой Дух в виде голубя. Данной иконой Сергей Львович Пушкин благословил младшего сына Льва Сергеевича на брак, о чем свидетельствует надпись на обороте: «1843 года Октября 14 дня. / Дано благославенiе на бракъ / сыну Льву Серъевичу Пушкину / съ дъвицей Елисаветой Алексан / дровной / Загряжской, Сергъем / Львовичемъ Пушкинымъ».

Тарелка

Тарелка белого фаянса, глубокая, края фигурные, без росписи. Тарелка собрана из фрагментов, найденных в Михайловском при археологических исследованиях фундаментов в 1958-1959 гг. Большая часть предмета восполнена в ходе реставрационных работ.