Государственный музей истории религии

Картина «Святое собеседование (Мадонна с младенцем и четырьмя святыми)»

На картине изображены беседующими в присутствии Девы Марии и Младенца Христа , св. Иосиф, св. Мария Магдалина, св. Екатерина Александрийская и св.Иероним. Картина создана в мастерской Джованни Беллини – одного из крупнейших живописцев венецианской школы раннего Возрождения.

Сефер Тора

Сефер Тора (ивр.: сефер – книга, Тора – учение, закон) – свиток с рукописным текстом Торы – Пятикнижия Моисеева, предназначен для чтения во время богослужений. Древки, на которых укреплен свиток, увенчаны резными фигурками орлов. Один держит в клюве Скрижали Завета, другой – корзину с фруктами. Скрижали, воплощающие в себе заповеди Торы, сопоставлены с корзиной, символизирующей богатство. Орел – символ Всевышнего.

Распятие

В центре крестообразной панели ?изображение распятого на кресте Иисуса Христа со склонённой головой и закрытыми глазами, слева от зрителя – изображение Девы Марии, справа – св. Иоанна Евангелиста. Наверху - поясной образ Христа с указующим перстом и Библией (иконографический тип Хрисос – Пантократор, в восточном христианстве Спас Вседержитель)

Барельеф «Адам и Ева в раю»

Барельеф воспроизводит гравюру крупнейшего художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471- 1528) с изображением библейской сцены искушения Адама и Евы (Быт.2. 17; 3.1-5). Прародители человечества изображены в Эдемском саду в окружении райских животных стоящими у Дерева Познания Добра и Зла. Змей, обвившийся вокруг древесного ствола, подает Еве сорванный запретный плод. Женщина протягивает руку к торчащему из пасти змея плоду, смотря на Адама, на лице которого видно смущение.

Гравюра «Пляска Смерти»

На переднем плане хоровод из 25 аллегорических фигур Смерти и 24 живых персонажей в позах танцующих. Живые персонажи 12 духовных и 12 светских лиц- Папа, Император, Король, Бургомистр, Юноша , Девушка и т. д - олицетворяют все христианское сообщество. На заднем плане вид города Любека.

Алтарь-складень «Голгофа с предстоящими»

В центре алтаря сцена распятия Христа на холме Голгофа вместе с казнью двух разбойников. Ангелы, собирающие в чаши кровь Христа, символизируют Евхаристию и Крещение. В группе предстоящих находятся фигуры Девы Марии, Иоанна Евангелиста, св. Мартина, св. Одилии, cв. Екатерины. На створках: святой Христофор и святая Варвара.

Коронование Девы Марии. Центральная часть алтаря

В «Короновании» Дева Мария представлена как Царица Небесная (Regina Coeli), принимающая корону от Иисуса Христа и Бога-Отца. Она изображена в небесном пространстве в окружении ангелов. Наряду с короной в сцене демонстрируются инсигнии власти – держава у Бога-Отца и скипетр у Иисуса Христа. Данная композиция представляет особую роль Девы Марии как символа Церкви господствующей над человеческим родом в неисчерпаемой мудрости.

Икона «Образ явленных и чудотворных икон Богоматери»

В 15-ти рядах клейм расположены 156 образов Богоматери. В среднике – Богоматерь Неопалимая купина. На данном памятнике представлено 156 чудотворных икон Богоматери из более четырехсот ее образов, почитание которых было распространено в России. Подобные своды появляются в русском искусстве в начале XVIII в. сначала в графике, позднее – на иконах. Число образов Богоматери и их выбор в произведениях различен, в такие иконы вместе с наиболее известными включались и местночтимые образы.

Блюдо подносное

Блюдо подносное со сценами избрания на царство Михаила Федоровича Романова. Надпись по окружности гласит: «Бог его Государя на такой великий царский престол избрал не по чьему либо заводу, избрал его мимо всех людей по своей изреченной милости, всем людям о его избрании. Бог в сердце вложил одну мысль и утверждение.» Изготовлено в Императорском Строгановском центральном художественно - промышленном училище.

Коран

Факсимиле рукописи Корана, относящейся приблизительно к первой четверти XIII в. Мусульмане Средней Азии считают ее подлинной рукописью Корана, принадлежавшей халифу Осману.

Скульптура «Цонкапа, или Цзонхава»

Цонкапа (1357-1419) (в бурятском произношении Цзонхава) – выдающийся деятель тибетского буддизма. Пройдя обучение в монастырях различных школ, основал новую школу – Гелугпа со строгой монастырской дисциплиной. При нем культ приобрел более пышный характер, статуи стали золотить и украшать тканями и драгоценностями. Цонкапе принадлежат выдающиеся труды по разделу сутр (буддийской проповеди) и тантр (закрытых, тайных практик).

Кирпич вавилонский

Прямоугольной формы в серебряной оправе. На поверхности кирпича находится клинописная надпись о том, что «Навуходоносор, царь вавилонский, восстановил главные святилища Вавилонии - храмы Эсагила и Эзиде».

Бодхисаттва Каннон на драконе

Каннон (на санскрите – Авалокитешвара) – бодхисатва сострадания. Почитание бодхисатвы Каннон (в переводе с японского – внимающая звукам мира) пришло в Японию из Китая. На Востоке верят, что Каннон (на китайском – Гуаньинь) часто является в небе или на волнах, чтобы спасти тех, кто взывает к ней в момент опасности. Существует шесть ипостасей Каннон, соответствующие рокудо – шести путям или шести буддийским мирам, и тридцать три облика, в которых она является. Каннон на драконе – Рюдзу Каннон – один из тридцати трех обликов бодхисаттвы. Традиционно, Рюдзу Каннон почитают как покровительницу морских промыслов, усмирительницу штормов. Дракон олицетворяет морскую стихию.

Статуя Будды Шакьямуни

Слово будда означает «пробужденный», или «просветленный». Будда Шакьямуни считается одним из многих будд, проповедующих Учение в разных мирах. Утверждается, что он многократно рождался на Земле и в результате непрерывного духовного совершенствования достиг полного освобождения. Скульптуры Будды, сделанные в разных странах, имеют особенности национальных художественных традиций. Будда изображен в них в момент достижения просветления.

Бодхисаттва Гуань-инь

Два основных бодхисаттвы – мудрости (Манджушри) и сострадания (Гуань-инь) вошли в китайский буддизм. Гуань-инь имеет множество форм. Это индийский бодхисаттва милосердия Авалокитешвара, принявший в Китае женский облик. Она почитается как защитница и покровительница всех верующих.

Скульптура «Ли Те-гуай, даоский бессмертный»

Литегуай – один из Восьми бессмертных. Согласно преданию, он якобы умел на время покидать свое тело и отправляться в небесные сферы. Однажды после подобного путешествия ему пришлось вселиться в тело умершего хромого человека, в результате чего Литегуай сам стал хромым.