Музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Дробница "Троица Новозаветная"

Бог Отец и Бог Сын изображены сидящими на сфере на облаках за столом под красной скатертью, над ними Бог Святой Дух в виде парящего голубя на сером фоне.

Триптих "Ростовские звоны", автор: Куландин Николай Александрович

Три финифтяные пластинки с сюжетными композициями. На левой – русские воины на конях, с копьями, хоругвями, в шлемах и латах движутся мимо Ростовского кремля. На правой пластинке – народное гуляние (ярмарка) на соборной площади с ряжеными и скоморохами. На средней пластине изображен ростовец у знаменитых колоколов. Тона росписи серо-голубые и розовые.

Образ святителя Димитрия Ростовского

Вокруг головы изображенного надпись: "Образъ святителя Хр(и)(с)това Димитрiа мvтрополита Ростовскаго новаго чюдотворца". Описание: Поясное изображение пожилого мужчины, голова и корпус которого повернуты на 3/4 влево. Руки согнуты в локтях, правой рукой благословляет, в левой держит жезл. На голове белый клобук. Небольшая тёмная борода, усы, лицо удлиненной формы, прямой нос, карие глаза, широкие тёмные брови, полные сжатые губы. Одет в черную рясу и коричневатую мантию с розовыми скрижалями. На груди крест. Фон коричневый, слева вверху изображение Ватопедской Богоматери. (Белая палата)

Портрет митрополита Ростовского Ионы (III) Сысоевича

Портрет митрополита Ионы Сысоевича, ниже пояса, в преклонном возрасте. Лицо обрамлено седой бородой и усами. Прямой тонкий нос. Большие карие глаза. Брови слегка нахмурены. Одет в саккос из красноватой ткани и белый омофор, в митре, с панагией на груди. Правая рука сложена для благословления, левая держит жезл. Темно-коричневый условный фон.

Скульптура "Георгий Победоносец"

Георгий представлен сидящим на коне. Под ногами коня извивающаяся небольшая змейка. Группа заключена в прямоугольный киот. У Георгия крупная голова, грудь и правое плечо развернуты на зрителя, нижняя часть торса - в профиль. Левой рукой он держит уздечку, правая поднята. Георгий облачен в зеленое платье, золотые доспехи из крупных пластин; красный плащ скреплен на груди и развевается подобно крыльям. Ноги в красных сапожках в стременах. Овальное лицо обрамляет шапка черных кудрявых волос. Открытые части тела покрыты оранжеватой охрой. Вокруг головы золоченый нимб с двумя полосками нарезок. Между полосками круги с рельефными орнаментальными (растительными) деталями. Белый с голубовато-охристым оттенком конь с согнутыми передними ногами, черный хвост и грива, разделенная на мелкие прядки. Сбруя, уздечка - красные. Дракон представлен в виде змейки с утиной головкой и перепончатыми небольшими крыльями. Дракон темно-коричневый, крылья голубовато-зеленые. Он покрыт пятнами красной и белой красок.

Икона "Богоматерь Одигитрия"

Доска с ковчегом. Традиционная иконография Богоматери Одигитрии. Богоматерь и Младенец изображены почти фронтально. Младенец восседает на левой руке Богоматери, правая рука Его в благословляющем жесте, в левой - он держит свиток. Правая рука Богоматери в молении обращена ко Христу. Личное выполнено теплыми плавями с нежной розоватой подрумянкой по светлому оливковому санкирю. Белильные движки положены у глаз, на лбу, кончике носа, на шее. Охристые одежды Младенца обильно прописаны золотым ассистом. Мафорий Богоматери почти коричневого цвета оторочен золотой каймой, чепец изумрудно-зеленый. Фон, поля золотые.

Икона "Архангел Михаил"

Доска с ковчегом. Архангел Михаил представлен в рост, фронтально, в длинной зеленой далматике, украшенной на груди и по подолу охристыми полосами с узором из разноцветных камней и жемчуга. На поясе она перепоясана лором с таким же драгоценным орнаментом, конец которого перекинут через руку архангела. Поверх далматики наброшен киноварный плащ, скрепленный на груди. Обе руки согнуты в локтях, на уровне груди. В правой руке Михаил держит мерило на конце с трезубцем, а в левой - зерцало, на которой видна монограмма Христа. Вохрение белильно-розоватое почти не сохранилось. Санкирь зеленовато-охристый. Нежно-розовая подрумянка на открытых частях тела. Фон жемчужно-серый, позем серо-коричневый. Тонкая красная линия, очерчивающая нимб, вверху выходит за ковчег. Поля иконы охристые, тонкая опушь-зеленая.

Царские врата, автор: инок Исайя

Состоят из 2-х створ с полуциркульным завершением, обрамлены полуваликом с орнаментальной ажурной резьбой, такой же полувалик проходит вдоль передней створы, делит каждую створку на три части. В местах перекрещивания полуваликов - круги с завершением в виде шарика. Плоскость створ покрыта орнаментальной ажурной резьбой в виде переплетающихся сдвоенных стеблей. Плетенка осложнена многочисленными ответвлениями с завитками на концах и расширениями. Изгибы плетенки складываются в симметричные композиции, скрепленные в местах расхождения орнаментальными деталями в виде шарика. На каждой створе по три киотца с 5-ю точеными главками с крестами. В киотцах живописные изображения Благовещения и Евангелистов. Живопись миниатюрная, вохрение коричневое, краски яркие: красные, розовые, голубые. Резьба позолочена. На обороте каждая створка состоит из досок, укрепленных двумя односторонними шпонками. Створки скреплены вместе двумя поперечными досками.

Икона "Богоматерь"

Доска с ковчегом. Богоматерь изображена по пояс, с поворотом вправо, с молитвенно протянутыми руками. Охрение розовато-коричневое с высветлениями и белильными движками. Санкирь зеленоватый с оливковым оттенком. Верхняя губа тронута киноварью. Мафорий коричневато- вишневый. Белилами написана звезда на правом плече и голове Богоматери. Чепец, рукава - зеленовато-синие. По рукавам две оранжевые полосы. Складки мафория прописаны темными линиями. Нимб золотой, обведенный красновато- коричневой полосой. Фон, поля - желтые. Опушь - светло-зеленая и темно-зеленая, болотного оттенка.

Икона "Спаситель"

Доска с ковчегом. Поясное прямоличное изображение Спасителя с благословляющей десницей, окутанной до кисти складками гиматия. В левой руке Он держит свернутый белый свиток, перевязанный красными нитями. Охрение розовато-коричневое, санкирь зеленоватый с оливковым оттенком. Тонкие белильные движки. Верхняя губа тронута киноварью. Одет Спас в вишневый хитон, оранжевый с серебряным ассистом клав, зеленовато- синий гиматий с пробелами. Складки гиматия обозначены как высветлениями, так и более темными прямыми линиями, сходящимися под острым углом. Нимб золотой, обведен тонкой белильной и красновато- коричневой линией. Фон, поля светло- желтые. Опушь двойная, светло- зеленая и темно-зеленая болотного оттенка.

Икона "Пророк Иоанн Предтеча"

Доска с ковчегом. Иоанн Предтеча изображен по пояс с поворотом влево, слегка наклонившимся вперед, с молитвенно протянутыми вперед руками. Вохрение розовато-коричневое по зеленовато-оливковому санкирю. Движки почти не сохранились. Верхняя губа слегка тронута киноварью. Длинные пряди волнистых волос опускаются на левое плечо. Волосы болотно-зеленые с коричневой разделкой. Складки желтого хитона и синего гиматия выявлены белыми и голубыми пробелами прямыми линиями, сходящимися под острыми углами. Золотой нимб очерчен красновато-коричневой линией. Фон, поля светло-желтые. По краям полей две полосы светло- болотного и темно-болотного цвета.

Икона "Явление апостола и евангелиста Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому с житием преподобного Авраамия"

Доска без ковчега, средник выделен накладной деревянной рамкой. В среднике на фоне голубого неба изображена встреча Иоанна Богослова с Авраамием. Святые представлены в рост, в полуобороте друг к другу. Иоанн Богослов изображен в движении к Авраамию, левой рукой передающий ему высокий шестиконечный крест, а правой двуперстно благословляет его. Преподобный Авраамий правой рукой принимает крест, левая - в молитвенном жесте. Иоанн Богослов одет в красный хитон и зеленовато-синий гиматий. У Авраамия на охристую одежду наброшен темно- вишневый плащ с зеленовато-синим воротником. В верхней части в облаках Иисус Христос на фоне розового круга. Позем, на котором стоят святые, в виде холмистой местности с редкой растительностью. Вокруг средника клейма с житием Авраамия: 1. Рождение Иверика. 2. Рассказ купцов о христианской вере. 3. Уход Иверика из отцовского дома, 4. Посещение Ивериком Новгорода. 5. Посещение Ивериком Валаамской обители. 6. Пострижение Иверика в монахи с именем Авраамия. 7. Поселение преподобного Авраамия близ Ростова. 8. Явление преподобному Авраамию старца. 9. Благословение преподобного Авраамия страрцем. 10. Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию. 11. Свержение идола Велеса. 12. Построение церкви на месте явления Иоанна Богослова. 13. Основание Богоявленского монастыря. 14 Преподобный Авраамий принимает дары ростовского князя. 15. Совет епископа Иллариона с князьями. 16. Поставление Авраамия в архимандриты. 17. Бес решает погубить преподобного Авраамия. 18. Бес выскакивает из кувшина. 19.Перевоплощение беса в воина. 20. Авраамий едет на суд. 21. Авраамий перед судом князя. 22. Прощение Авраамия.23. Преставление преподобного Авраамия. 24. Погребение преподобного Авраамия. Цвета в клеймах яркие: красные, белые, голубые, охристые, зеленые.

Водосвятная чаша, автор: Афиногенов П.

Чаша на круглом с двумя выступами поддоне, полусферической формы с 2-мя изогнутыми ручками, украшенными листьями аканта и завитками. Чаша выполнена в стиле рококо. На плоскости чеканены 4 картуша, к 2-м крепятся ручки, на 2 –х других крепятся фигурные золоченые пластинки с черневым изображением: 1) нижепоясное изображение св. Димитрия в 3/4 повороте влево, вверху справа в облаках Иисус Христос, слева картуш с надписью: "Стыi Димитри митрополит Ростоски". По венцу чаши идет полоса орнамента из раковин, стилизованных листьев и цветов. На поддоне в 4-х местах сгруппирован рокайльный орнамент. На пластине в картуше надпись:"Что мало перед симъ нутръ земно... ево скрывалъ: изъ того Димитри я сосуд тебе изваялъ: кои въ знакъ святителю почтенья полагаю: о(т) моихъ сокровищъ тебе я посвящаю: когдажь в честъ тебе я святителю посвятилъ немню чтобъ кто сей выное употребилъ". Над картушем вырезано:" 1759-го году"Клейма: 1) г. Москвы с датой 1759 г.; 2) мастера "АТ"; 3) мастера Петра Афиногенова; 4) "производителя" Василия Кункина

Оклад Евангелия

Деревянный, обложенный листовой луженой медью, обрамлен круглой в сечении гладкой закраиной с накладными рельефными виньетками в виде головок херувимов и стилизованных букетов. Рамка в виде виньеток из стилизованных цветов и листьев, повторяющих один и тот же рисунок. По углам овальные финифтяные пластинки с многоцветными изображениями евангелистов в рамках из прорезного чеканного узора (кисти и листья винограда) с головкой херувима наверху. Посередине такая же, но большая пластинка с изображением Христа в красной одежде и синем плаще, правой рукой благословляющего, левой - поддерживающего державу, на желтом фоне, с буквами "IС ХС" и белым нимбом. Между пластинками и изображениями евангелистов круглые дробницы с многоцветными изображениями сцен: "Моление о чаше", "Поцелуй Иуды", "Несение Креста" (четвертая утрачена). Нижняя доска обложена листовой луженой медью, с 4-мя шаровидными ножками по углам, обрамлена виньетками из стилизованных цветов и листьев одного рисунка в окружении орнамента, имитирующего крупную зернь. В углах накладные прорезные виньетки из цветов и листьев. В центре средник в виде креста в орнаменте из стилизованных листьев, образующих фигурный ромб. Накладные наугольники повреждены, частично отломаны. Левая часть средника утрачена. Оклад закрывается на две гладкие медные застежки. Корешок обложен листовой луженой медью, украшен изображениями "Всевидящего Ока", предметами богослужения, проросшей ветви, креста с обвившимся змием. Все изображения чеканены и отделены друг от друга поясками имитации зерни.

Митра

Митра грушевидной формы на каркасе. Фон - золотой глазет с блёстками. Обруч и дуги из бархатных полос вишнёвого цвета, унизанных жемчугом мелкого и среднего размера в виде растительного орнамента. В средокрестии и между сторонами креста - девять финифтяных пластинок с изображением Воскресения, четырёх евангелистов, Вседержителя, Предтечи, Распятия и Богоматери. Пластинки обрамлены узором из жемчуга в виде веточек и побегов с цветами. Под каждым евангелистом жемчугом вышита роза с листочками, над евангелистами -букеты, перехваченные бантом (жемчуг). Митра украшена драг. камнями и цветным стеклом. Опушка - золотая тесьма.

Ритуальный топор с обухом в виде головы медведя

Уникальный боевой и ритуальный топор из камня с обухом в виде головы медведя. Лезвие заточено слабо, закруглено. Морда медведя сделана с короткими ушами и глазами в виде впадин; рот пропилен. Отверстие не сверленое. Оно начато в технике пикетажа, а затем расширено. Диаметр отверстия - 2 см, высота - 4 см.