Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. Дом-музей М. Н. Ермоловой

Скульптура "Жанна Д'Арк со знаменем", автор: Неизвестный художник

Записная книжка-дневник «Памятник веры» Н.А. Ермоловой

В Книге Веры, или Месяцеслове Н.А. Ермолов, записывал самые значительные события своей жизни и жизни семьи. Одним из главных событий было начало учёбы Марии Ермоловой в театральной школе: «26, сего месяца 1863 года свели Машу в школу» - эту запись Николай Алексеевич Ермолов сделал на февральской страничке.

Часы с музыкальной шкатулкой в виде швейцарского домика-шале

Эти часы в виде швейцарского домика-шале М.Н. Ермоловой подарил муж - Н.П. Шубинский. Часы не только показывают время, но и играют мелодии И. Штрауса.

Фотография "Портрет М.Н. Ермоловой в роли Магды. "Родина" Зудерман Г."

«Вчера в «Аквариуме» русская трагическая актриса Ермолова играла Магду в зудермановской «Родине». Она играла совершенно непохоже на всех Магд немецких, французских, итальянских и русских, потому что чудесный талант её по существу своему чисто русский со всеми характерными чертами широкой русской натуры…» Ю. Беляев. Статьи о театре. «ГИПЕРИОН» Санкт-Петербург, 2003 г., стр. 126.

Рояль

Рояль, принадлежал М.Н. Ермоловой. М.Н. очень любила музыку. Сама неплохо играла, иногда в четыре руки с дочерью Маргаритой, иногда с друзьями, например с драматургом М.И. Чайковским, братом композитора. В пьесах М.И. Чайковского Ермолова играла на сцене Малого театра. Любимыми композиторами были Бетховен, Шуман.

Фотография Ермолова М.Н. в роли Евлалии. "Невольницы" А.Н. Островский, автор: Фишер К.А.

«...Но о чём грешно было бы забыть, это о Ермоловой как об артистке комедии. Впрочем, и сама артистка как-будто мало придавала значения этой стороне своего таланта, была равнодушна к комедии и зачастую очень скоро переставала играть на диво задуманную и исполненную роль... Возьмите, например, Евлалию в «Невольницах» какое изящное и тонкое психологическое кружево сплетала артистка из этой роли, сколько женственности, сколько мягкого юмора, какую массу оттенков вносила она в исполнение, какую изящную, наивно трогательную чисто-пастельную фигуру давала она в Евлалии...». В.П. (Собрание статей и газетных вырезок о М.Н. Ермоловой). «Невольницы» прошли буквально под гром рукоплесканий с начала до конца. Просто стон стоял. Ермолову... вызывали без конца... и после каждого ухода со сцены и после каждого акта, эта роль её полным торжеством....». А.Н. Островский. Цит. По «Мария Ермолова», «Русская книга» М. 2001 г., стр. 86.

Часы каминные с навершием в виде фигуры Жанны Д'Арк

Эти часы стояли и стоят в кабинете М.Н. Ермоловой. Жанна Д’Арк была лучшей и любимой ролью М.Н. Ермоловой. Актриса коллекционировала всё, что было связано с этим образом, в том числе и скульптурные портреты.

Козетка, обтянутая бархатом

На этой козетке М.Н. Ермолова любила сидеть в краткие часы отдыха. На козетке бархатная подушка с вышитым вензелем «МЕ» (Мария Ермолова).

Фотография "Ермолова М.Н. в роли Долорес. "Граф де Ризор" Сарду В.", автор: Дьяговченко И.Г.

На фотографии - автограф М.Н. Ермоловой сестре Анне Николаевне Шереметьевской «Моей милой Анюте на память». Роль Долорес была одной из лучших ролей М.Н. Ермоловой. «...Несмотря на эффекты, очень французистая пьеса, и если бы не Ермолова, которая просто божественно хороша, - было бы скучно», П.И. Чайковский. «....роль Долорес была как бы открытием целой Америки в даровании артистки. Она ухитрилась доказать, что...её Долорес буквально новое слово в сценическом искусстве, особенно оригинально и многозначительно прозвучавшее потому, что раздалось это слово в одной из типичнейших пьес французского «эффектёрского» репертуара.» Old Gentlement (А. Амфитеатров). «...Драма прошла с большим успехом и, хоть была поставлена в 2 недели, она всё-таки взяла своё и очень понравилась. А я люблю такие сильные и трудные роли», из письма М.Н. Ермоловой писателю Д.В. Григоровичу.

Бубен с изображением Везувия

Бубен с изображением Везувия, подарен М.Н. Ермоловой. На обороте надпись: "М.Н. Ермоловой от Тифлисского Артистического общества. 1 июня 1891 г."

Фотография "Ермолова М.Н. в роли Федры", автор: Конарский М.Н.

"Федра" Расин Ж. «...В роли Федры она как бы свела все стороны своего обширного дарования в одно целое... Она развернула перед зрителем все стороны увлекательного образа Федры. Но что больше всего делает честь артистке – это та жизненность, та человечность, та трагическая простота, которую она вложила в создание Федры... Нам были так понятны все её душевные движения, все переходы от глухого к стыдливым надеждам, от томительных угрызений совести к безумной ревности». Вл.И. Немирович-Данченко. «...Мне казалось, что она прекрасно играет, но, главным образом, я воспринимала её великолепную фигуру в греческих одеждах, пластику её тела, царственный рисунок головы...», из воспоминаний дочери М.Н. Ермоловой М.Н. Зелениной.

Подставка для нот с вензелем "М.Е."

Бархатный пюпитр для нот, принадлежавший М.Н. Ермоловой подарила Дому-музею М.Н. Ермоловой Т.Е. Зеленина - жена внука М.Н. Ермоловой Н.В. Зеленина.

Вазочка зеленого стекла в металлической оправе, декорирована цветами и лапками лягушек, принадлежала А.А. Яблочкиной

Вазочка зеленого стекла в металлической оправе, декорирована цветами и лапками лягушек, принадлежала А.А. Яблочкиной. А.А. Яблочкина была младшей и верной подругой М.Н. Ермоловой.

Фотография "Ермолова М.Н. в роли Офелии. "Гамлет" Шекспир У."

«Вторая полоса её ролей – нежнейшие женские образы, в которых она касалась самых скрытых струн женского сердца. Такие роли она находила в Островском, такой ролью была Офелия».

«Чародейка» И.В. Шпажинского. Эскиз костюма для М.Н. Ермоловой в роли Кумы, автор: В.М. Васнецов

Из письма М.Н. Ермоловой И.В. Шпажинскому: «Многуважаемый Ипполит Васильевич, я давно уже слышала о вашей пьесе и о том, что мне назначается главная роль от А.А. Потехина. Слыхала тоже от А.А. Потехина, что пьеса хорошая, что меня очень радует: он – человек понимающий. Пока ещё знакома с пьесой и с ролью только по рассказам, а потому заранее не могу вам ничего сказать, но обещаю, что буду работать, как только могу, и добиваться верного изображения лица, в чём, как автор, вы должны помочь мне». (примечание: А.А. Потехин – драматург, был в 1881 – 1890 гг. управляющим труппой Александринского театра).

Яйцо пасхальное. С автографом М.Н. Ермоловой

М.Н. Ермолова тяжело переживала Первую мировую войну 1914 г. Была человеком глубоко верующим и именно слова этой молитвы (по воспоминаниям её дочери) были последними, едва слышными, которые слетели с её губ ранним мартовским утром 1928 г.

Эскиз головного убора для М.Н. Ермоловой в роли Зейнаб («Измена», авт. Сумбатов-Южин), автор: К.А. Коровин

А.И. Южин-Сумбатов об исполнении М.Н. Ермоловой роли Зейнаб (царицы Тамары): …… «Но и до сих пор для меня, - хорошо знающего склад грузинки, особенности её внутреннего мира и внешних форм его выявления, - до сих пор для меня загадка, какой тайной Ермолова, никогда не жившая в Грузии, вся славянка до конца ногтей, сумела стать грузинкой в своей Тамаре!...». Из статьи А.И. Южина «Мария Николаевна Ермолова».

Фотография М.Н. Ермолова в роли Олены. "Воевода" ("Сон на Волге") А.Н. Островский

«Когда М.Н. Ермолова играла Олёну в «Воеводе» исконная, допетровская Русь, чувствовалась в каждом её движении, в каждом поклоне, в поступи Олёны, слышалась в каждом слове её великолепной русской речи. И страшная судьба тогдашней русской женщины смотрела из её глаз». Т.А. Щепкина-Куперник.

Поднос и пудреница фарфоровые с вензелем "МЕ"

Фотография "М.Н. Ермолова в роли Иоанны д' Арк", автор: Конарский М.Н.

«Орлеанская дева» Шиллер Ф.». «.....Во всей мировой истории нет образа чище и светлее Жанны Д'Арк и никто лучше Шиллера не понял её...». Из письма М.Н. Ермоловой Л.В. Средину (1 декабря 1898 г.)

Фотооткрытка М.Н. Ермолова в роли Сафо. "Сафо" Ф. Грильпарцер

«Громадный успех имела Ермолова в «Сафо», трагедии Грильпарцера, где она дала такой совершенный образ, как относительно внешней пластики..., так и выразительности дикции, лишённой ложного пафоса, хотя и поднимавшейся в местах, где Сафо является богов избранницей, а не просто смертною, до великой художественной выразительности". ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. Собрание статей и газетных вырезок о М.Н. Ермоловой, стр. 20.

Портрет М.Н. Ермоловой, автор: Конарский М.Н.

Портрет М.Н. Ермоловой в жизни был сделан в середине 70-х гг. Именно в это время, 1876 г. М.Н. Ермолова сыграла одну из самых своих легендарных ролей – Лауренсию в «Овечьем источнике» испанского драматурга Лопе де Вега.